Пять подлинных рисунка поречанина, выпускника Алатырского художественно-гравёрного училища Александра Ивановича Пахомова
![]() |
Портрет мужчины с бородой |
Уроженец села Порецкое Александр Пахомов встретил Великую Отечественную войну на западной границе, был ранен и попал в плен. Он один из тех, кто пережил ужасы фашистского концлагеря 304 Цейтхайн. Наш земляк стал своеобразным летописцем концлагеря Цейтхайн, художником-документалистом, создавшим серию портретов и зарисовок с натуры, обвиняющих фашизм. Рисунки изображают не только человеческие страдания и скорбь, его карандаш запечатлел несломленный дух человека, внутреннее превосходство над палачами.
Рискуя жизнью, Пахомов писал бараки, опутанные колючей проволокой, охранные вышки, издевательства гитлеровцев над пленными, делал рисунки у изголовья умирающих, с плаца, где истязали пленных. Когда рисовать с натуры было невозможно, на помощь приходила зрительная память. Тогда он рисовал ночью, при тусклом свете барачной лампочки. Рисунки хранились в подпольном тайнике и чудом уцелели, 37 из них из лагеря вынес товарищ по подполью Василий Ткаченко и только через 18 лет они вновь вернулись к автору, а 20 он привез с собой. В настоящее время оригиналы рисунков хранятся в Государственном центральном музее современной истории России в Москве и в Государственном музее политической истории России в Санкт-Петербурге. Копии рисунков находятся во многих краеведческих музеях, а около 50 копий рисунков и 5 подлинников, оставшихся после смерти автора, его сестра И.М. Матасова передала в Порецкий народный историко-краеведческий музей. Два подлинника – «Пленные в бараке» и «Опухший от голода» – «помнят» ужас фашистских застенков, а 3 были созданы в мирное время, когда А.И. Пахомов работал в Сочи директором основанной им первой художественной школы.