• 1
  • Предисловие
  • 1
  • Авдеева (Васильева) Анна Артемьевна
  • 1
  • Батыжина Галина Андреевна
  • 1
  • Воронов Кирилл Васильевич
  • 1
  • Демидов Валентин Федорович
  • 1
  • Жандарова Людмила Николаевна
  • 1
  • Зерняева (Карпеева) Анна Степановна
  • 1
  • Киданов Виталий Яковлевич
  • 1
  • Киселева Мария Александровна
  • 1
  • Краснов Дмитрий Георгиевич
  • 1
  • Кузьмин Николай Иванович
  • 1
  • Лаптева (Крысина) Александра Максимовна
  • 1
  • Ларшников Герман Николаевич
  • 1
  • Матвеев Николай Матвеевич
  • 1
  • Меркурьева Ольга Ильинична
  • 1
  • Миронов Александр Николаевич
  • 1
  • Мулюков Геннадий Федорович
  • 1
  • Наумов Никифор Егорович
  • 1
  • Новиков Юрий Борисович
  • 1
  • Петров (Тинехпи) Михаил Петрович
  • 1
  • Семенов Александр Семенович
  • 1
  • Серафимов Альберт Владимирович
  • 1
  • Синицин Сергей Максимович
  • 1
  • Толстов-Атнарский Валерьян Григорьевич
  • 1
  • Яковлев Николай Лукич
  • 1

Найти

Биография

Судьба Михаила Петровича Петрова–Тинехпи (1877–1938) – одного из первых директоров музея, выпускника и преподавателя Симбирской чувашской школы, талантливого педагога, этнографа и историка – тесно связана с судьбой чувашского краеведения.
В декабре 1920 года коллегией областного отдела народного образования был рассмотрен вопрос об открытии в Чебоксарах музея, была организована областная секция по делам музеев во главе с Николаем Павловичем Неверовым. 9 февраля 1921 года секция по делам музеев постановила: открыть Центральный чувашский музей 12 февраля. С момента открытия музей находился в ведении областного отдела народного образования.

 

Михаил Петров, бывший священник Ишакской церкви Козьмодемьянского уезда, отрекшийся от духовного сана, в начале 1921 года переезжает в Чебоксары и со 2 февраля приступает к работе в Переводческой комиссии при Отделе народного образования. С августа 1921 года Михаил Петрович преподает историю и педагогику на Центральных педагогических курсах (позднее преобразованных в педтехникум) и одновременно тесно сотрудничает с музеем: он – секретарь совета Общества изучения местного (чувашского) края, организованного при музее.

С 1 июня 1926 года М.П. Петров становится директором Центрального чувашского музея. Краеведческая работа отныне составляет основной смысл его жизни. Археологические и этнографические экспедиции, поездки по деревням, активная переписка с бывшими выпускниками и преподавателями Симбирской чувашской школы пополнили фонды и экспозиции музея уникальными экспонатами. Михаилу Петровичу обязаны мы сохранением для истории архивов Д.Ф. Филимонова, А.В. Рекеева, большого количества документов об И.Я. Яковлеве и Симбирской чувашской школе.

Вкладывая душу в музейную работу, Петров не замыкался рамками своей республики: с 1924 по 1928 годы он был членом Центрального бюро краеведения при Академии наук СССР, в 1926-м участвовал в работе I съезда тюркологов в Баку, не раз выезжал на всероссийские краеведческие и музейные съезды. При Петрове авторитет музея возрос, увеличилась посещаемость его экспозиций, он стал центром исследовательской работы.

В 1928 году М.П. Петров опубликовал два исторических исследования на чувашском языке: «О Симбирской чувашской школе и Иване Яковлевиче Яковлеве» и «Краткие очерки из чувашской истории. Часть 1-я. Следы древнейшей истории». Вторую часть этой книги Михаилу Петровичу издать не удалось, хотя она и была написана.

С начала 30-х годов краеведение начинает испытывать большие трудности: исследователи местной истории получают ярлыки националистов, вся история перекраивается в соответствии с «Кратким курсом истории ВКП (б)», знатоки истории края становятся «врагами народа». В 1930 г. Центральный чувашский музей переселяется из купеческого особняка в здание закрытой и заброшенной к тому времени Успенской церкви, а Петров освобождается от должности директора музея. Сложности переезда и обустройства на новом месте Михаил Петрович делит со своими коллегами: он остается заместителем директора и заведующим отделом археологии и этнографии музея до 5 октября 1931 года. Газеты «Красная Чувашия» и «Канаш», журналы «Сунтал» и «Народное образование» дружно критикуют Петрова за «националистические взгляды и положения» в его научных трудах. Судьба исследователя  была предрешена: 27 апреля 1937 года он был арестован как «буржуазный националист», а 31 июля следующего года умер в цивильской тюрьме.

 

Главная | Фотогалерея | Все новости

© 2025. Чувашский национальный музей