Николай Васильевич Никольский
Василий Никитич Никольский. Казань, 1872Николай Васильевич Никольский родился 7(19) мая 1878 года в деревне Юрмекейкино Шуматовской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Моргаушского района Чувашской Республики) в крестьянской семье (сам он вплоть до 1917 г. считался по социальному положению крестьянином). Отец его, Василий Никитич Никитин (позже Никольский) в отрочестве был определен, вопреки желанию родителей, в Шуматовское приходское училище, а затем в Корпус межевщиков в Вятке в качестве межевого ученика. По окончании учения, став межевщиком, он служил в Вятской и Курляндской губерниях – в селениях удмуртов, марийцев, латышей. По состоянию здоровья вернулся из Прибалтийской комиссии в родную деревню с русской женой и крестьянствовал. Кроме Николая в семье было еще два сына и две дочери. Старший сын Василия Никитича Зосима окончил Симбирскую чувашскую школу и Казанскую инородческую учительскую семинарию и работал учителем (скончался в 1920 г.), младший сын Валерий обучался в Чебоксарском духовном училище и позднее, в 1917 г., в Алексеевском военно-инженерном училище в Киеве, дочери Елизавета и Серафима также получили образование.
Здание Чебоксарского духовного училищаСам Николай Васильевич окончил Шуматовское земское училище и был определен, вероятно, по настоянию отца, в Чебоксарское духовное училище в котором обучались, с прохождением подготовительного класса, пять лет. Успешно завершив учебу в училище, Никольский в 1893 г. поступает в Казанскую духовную семинарию (с шестилетним сроком обучения).
Василий Константинович МагницкийВ годы учебы в семинарии Никольский увлекся историей и этнографией, чем он обязан был доброму наставничеству видного этнографа чувашского народа Василия Константиновича Магницкого (1839–1901), человека народнических воззрений, в 1894 г. оставившего службу и поселившегося в с. Шуматово Ядринского уезда. Во время вакаций (каникул) Никольский вместе со своими братьями часто навещал приветливого к ним доброго старца. Как вспоминал впоследствии Н.В. Никольский, В.К. Магницкий любил рассказывать об археологии, этнографии и истории края, давал им задания по собиранию легенд и преданий, разведке курганов и городищ.
Семинарию Н. В. Никольский окончил в 1899 г. пятым учеником Iразряда с хорошими знаниями общеобразовательных (кроме математики) и богословских дисциплин, а также французского и татарского языков и был удостоен «звания студента семинарии».
Н.В. Никольский в годы учебыОтец мечтал видеть сына сельским священником, однако увлеченный наукой юноша стремился в высшее учебное заведение. Все лето усиленно готовился к поступлению в Казанскую духовную академию, успешно выдержал экзамены и был зачислен стипендиатом на миссионерское отделение татарской группы.
В старейшем учебном заведении Синода – Казанской духовной академии – работали известные профессора – крупные специалисты по богословию, церковной и гражданской истории, миссионерству, западным, восточным и мертвым языкам – приверженцы православно-монархических взглядов.
Не без влияния своих преподавателей – заведующего кафедрой так называемых «противомусульманских предметов» ординарного профессора Е.А. Малова и сотрудника той же кафедры экстраординарного профессора М.А. Машанова – Н.В. Никольский стал последовательным сторонником системы профессора Н.И. Ильминского, понимая большое значение родного языка в школьном обучении и церковной проповеди, и решил специализироваться по этнографии и истории христианизации чувашей.
Николай Федорович КатановНе довольствуясь дисциплинами, преподаваемыми в академии, любознательный студент посещал лекции некоторых профессоров Казанского университета. Для него представляли интерес лекции ординарного профессора И.Н. Смирнова, этнографа, заведовавшего кафедрой всеобщей истории, ординарного профессора Н.Н. Фирсова, заведовавшего кафедрой русской истории, и доцента К.В. Харламповича. Также Н.В. Никольский посещал лекции экстраординарного профессора Н.Ф. Катанова (1862–1922), читавшего курсы по арабскому, персидскому и тюркским языкам и вспомогательным историческим дисциплинам.
В годы учебы Никольский сдружился с будущим основоположником чувашского языкознания Н.И. Ашмариным (1870–1933), усердно занимавшимся изучением чувашского языка, этногенеза и фольклора, тюркской филологии. Творческое сотрудничество Н.И. Ашмарина и Н.В. Никольского продолжалось более 30 лет.
Н.В. Никольский, Н.И. Ашмарин, Г.И. Комиссаров (слева направо) с выпускниками Восточного пединститутаУже в начале второго года обучения выбрав тему кандидатского (курсового) сочинения «Христианство среди чуваш», Никольский обратился к Магницкому за советом. В ответ Василий Константинович дал Никольскому ряд практических советов по работе в архивах. Он посоветовал обратиться за консультациями и помощью к автору крупного, исследования по христианизации поволжских народов А.Ф. Можаровскому, делопроизводителю Нижегородской губернской архивной комиссии Звездину и хорошему знатоку старинной скорописи Брызгалову и даже указал, где можно остановиться жить в Нижнем Новгороде, в архивах которого Никольскому предстояло работать.
Академию Никольский окончил в 1903 г. с неплохими знаниями истории и этнографии, изучив два новых языка – немецкий и арабский. Совет академии присудил Н. В. Никольскому степень кандидата богословия и звание магистранта, признав его кандидатское сочинение «Христианство среди чуваш» лучшим по истории русской церкви.
Извещение Казанской духовной семинарии об избранииН.В. Никольского на должность учителя чувашского языка. 13 марта 1907С ноября 1903 г. по 1917 г. Никольский работал преподавателем «чувашского языка и соединенных с ним предметов» (истории и этнографии чувашей) на миссионерских курсах при духовной академии, где были монгольский, татарский и чувашский отделения с двухгодичным сроком обучения.
В ноябре 1906 г. Н.В. Никольский был принят на должность преподавателя истории и наставника Казанской учительской инородческой семинарии. В августе 1907 г. Николай Васильевич, наряду с исполнением преподавательской и наставнической работы, занял в учительской семинарии должность библиотекаря фундаментальной библиотеки. Летом 1910 г. произошли волнения среди учащихся семинарии. В связи с этим Никольский, заподозренный в политической неблагонадежности, был уволен с работы.
13 марта 1907 г. Н.В. Никольский был избран на должность учителя чувашского языка Казанской духовной семинарии Здесь он давал уроки в трех группах: в группе чувашских и русских учащихся, знающих чувашский язык, по грамматике чувашского языка и этнографии чувашей; в группе русских учащихся, не знающих чувашского языка или плохо владеющих им, – по чувашскому языку; в группе чувашских учащихся – по переводческому делу, прививая им навыки перевода с русского на чувашский язык. На этой должности он проработал по 1916 г.
Н.В. Никольский c супругойА.В. Никольской. 1908–1910 В 1913 г. Н.В. Никольский защитил магистерскую диссертацию и получил степень магистра богословия.
30 октября 1915 г. Никольский был зачислен приват-доцентом университета. Никольский читал три лекции в неделю – курсы истории «христианского просвещения» отдельно тюркских народов и отдельно финно-угорских народов.
Извещение Совета православного церковного братства св. Гурия при Казанском кафедральном соборе об избрании Н.В. Никольского в число членов совета от 26 января 1912Как педагог, Н. В. Никольский с 1903 по 1917 состоял членом (с 1912 – членом совета, в 1915 – секретарем совета) братства св. Гурия, содержавшего в Казанской губернии 1 четырехклассную, 3 двухклассных и 129 начальных школ. Никольский участвовал в приеме экзаменов на звание учителя начальной школы, в составлении и выпуске «Программы для испытаний на звание учителя начального инородческого училища». Никольского, как специалиста по «инородческому просвещению», приглашали для консультаций в управление Казанского учебного округа. Будучи убежденным сторонником системы Н.И. Ильминского по просвещению «инородцев», он активно участвовал в общественном движении за национальный подъем чувашей и других поволжских народов, за их сближение и равенство с другими народами России, против насильственной русификации. Участники этого движения занимались переводом религиозных книг и брошюр на нерусские языки, их изданием и распространением.
За время работы в Переводческой комиссии при участии Н.В. Никольского было выпущено более 30 брошюр на чувашском языкеС 1903 до начала 1917 Н.В. Никольский сотрудничал в Переводческой комиссии Православного миссионерского общества, где с февраля 1906 г. исполнял обязанности делопроизводителя, в 1913 одновременно и секретаря. Эта комиссия, получившая в 1903 статус самостоятельного учреждения, издавала брошюры и книги на 23 языках. Как делопроизводитель, Никольский выполнял организационные работы комиссии, писал и опубликовал ежегодные отчеты о ее деятельности, руководил реализацией изданий через агентов комиссии и книжные лавки.
Переводческая комиссия с участием Никольского издавала «Буквари для чуваш» и «Первоначальные учебники русского языка для чувашских школ». В 1911 г. Никольский выпустил свою небольшую книжку «Славянско-чувашский словарь».
«Çулталăк кĕнĕки» - Календарь для чуваш на 1907Работая в Переводческой комиссии ПМО, Н.В. Никольский составлял и издавал календари на чувашском языке – «Çулталăк кĕнĕки» с 1906 по 1914 – всего 9 книг. В них указывались праздники, давались сведения по географии, астрономии, физике и химии, новой технике, преобладали статьи о сельском хозяйстве, в большом количестве были представлены статьи о борьбе с болезнями, о лекарствах, о гигиене и санитарии, о школах, условиях поступления в них, о библиотеках-читальнях, о книгах для чувашей по истории, этнографии и культуре чувашского народа.
В декабре 1907 г. была образована Переводческая комиссия при Управлении Казанского учебного округа. Членом этой комиссии Никольский работал по ноябрь 1910 т. При его участии и под его редакцией были изданы: Книга для чтения на чувашском языке; Рассказы из русской истории; Русские глагольные приставки и русские предлоги: Пособие для учителей при ведении разговорных уроков на русском языке в чувашских школах; Ефимов-Тхти И.Е. Наглядный арифметический задачник. На чувашском языке; Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка.
Первый номер газеты «Хыпар» (Весть). 1906В декабре 1905 Никольский дважды обращался к казанскому губернатору с прошением о разрешении издавать еженедельную чувашскую газету «Хыпар» и 5 января 1906 получил свидетельство Главного управления по печати Министерства внутренних дел на ее издание. Сотрудников основатель газеты подобрал из числа учащихся, изгнанных из учебных заведений за участие в революционных выступлениях. В программе нового печатного органа за подписью редактора-издателя Н. В. Никольского провозглашалось, что в нем будут освещаться законы о трудовом народе, современные события в России и зарубежных государствах, жизнь русского и других народов, сельское хозяйство, домоводство, торговые вести, общественные дела, будут публиковаться сведения о школах и новых книгах, корреспонденции чувашей, русских и представителей других народов. Н.В. Никольский был редактором-издателем 22 номеров «Хыпара» (по май 1906).
Несмотря на перегруженность педагогической, переводческо-издательской и общественной деятельностью, Николай Васильевич считал первейшим своим делом научную работу.
Н.В. Никольский с женой А.В. Никольской 1908 – 1910Уже в студенческую пору (с 1900) он начал собирать исторические, этнографические, фольклорные материалы, выезжая в сельские местности и работая в библиотеках и архивах. В 1904 он опубликовал на русском языке «Программу для собирания сведений о чувашах». Собиратель просил присылать ему сведения исторические, географические и этнографические, записи произведений фольклора.
В летние месяцы почти ежегодно Н. В. Никольский выезжал в сельские местности для изучения хозяйства, быта и культуры чувашей, сбора этнографического материала. В 1910–1911 им был собран и представлен в Русский музей в Петербурге 205 чувашских этнографических предметов.
Получая материалы от корреспондентов, своих учащихся, студентов и других информаторов и выезжая на места, работая в архивах и библиотеках, Н.В. Никольский создал богатейшее собрание источников, состоящее из 271 тома, 260 из которых с 1943 хранится в научном архиве ЧГИГН.
Извещение Общества археологии, истории и этнографии от 19 января 1910 о проведении собранияПосле того как Н.В. Никольский опубликовал в 1904–1905 «Программу для собирания сведений о чувашах», интересное и глубокое исследование «Народное образование у чуваш», статью «Взгляд чуваш на воинскую повинность», публицистическую брошюру «Родной язык как орудие просвещения инородцев», ряд рецензий и заявил о себе как о подготовленном и способном исследователе, он в марте 1905 был принят в пожизненные действительные члены Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Дальнейшая научная деятельность Никольского была тесно связана с ОАИЭ. По поручению совета Общества с декабря 1907 по 1913 он работал в комиссии по составлению археологической и этнографической карт Казанской губернии, в 1912 был в составе комиссии по обеспечению охраны Болгарского городища, выезжал на городище. С марта 1912 по 1916 Никольский избирался в совет Общества и активно участвовал в его работе.
В середине марта 1917 представители интеллигенции поволжских народов, собравшись в одной из аудиторий Казанского университета, основали Общество (Союз) мелких народностей Поволжья, председателем которого избрали Никольского. Позднее это Общество было преобразовано в Союз мелких народностей Поволжья.
Чувашская секция на Первом съезде мелких народностей Поволжья. 15–22 мая 1917На I-м съезде (общем собрании) представителей мелких народностей Поволжья, состоявшемся в Казани 15–22 мая 1917 присутствовало свыше 500 участников. Съезд высказался за культурную автономию мелких народностей, безвозмездное отчуждение всех частновладельческих земель, конфискацию монастырских, кабинетских, удельных, казенных, церковноприходских земель, и развитие кооперации в сельском хозяйстве. Съезд принял широкую программу развития народного образования среди поволжских народов и издания учебников на национальных языках, признал необходимым преподавание в низших и средних национальных учебных заведениях на родном языке.
В августе 1917 был проведен II съезд Союза мелких народностей Поволжья. С возникновением национальных обществ каждой народности сфера деятельности Союза мелких народностей сузилась и ограничилась мерами в области просвещения и издательской деятельности. Никольский возглавлял Союз вплоть до весны 1918 – до прекращения его функционирования.
Казанское земство (Казанская губернская земская управа). Н.В. Никольский – в первом ряду третий справа. Казань, апрель (май) 1917От Общества мелких народностей Поволжья Н.В. Никольский был избран гласным 98-го земского собрания Казанской губернии. В мае 1917 земское собрание избрало Никольского в состав губернской земской управы (всего было избрано 11 человек) – заместителем председателя управы и заведующим отделом народного образования. В июне 1917 на Никольского было возложено, в связи с выбытием председателя управы, исполнение должности председателя губернской земской управы. Эту должность он занимал вплоть до ликвидации управы – до лета 1918.
В советское время Н.В. Никольский вел педагогическую работу, преимущественно в высшей школе. Продолжал работать в Казанском университете в 1917–1918 приват-доцентом, с января 1919 по май (вероятно, по август) 1922 – профессором университета. 1 декабря 1918 г. совет Казанского педагогического института избрал Н.В. Никольского преподавателем, и он по 1922 читает здесь курс «Этнография народностей Поволжья».
Н.В. Никольский. Конспект по истории народностей Поволжья. Казань, 1919Советом Казанского северо-восточного археологического и этнографического института (с 15 декабря 1920 – Восточной академии) 19 января 1919 Н.В. Никольский был избран членом совета и преподавателем истории просвещения народов Северо-Восточной России. 3 июля 1920 он был назначен деканом этнографического отделения. Никольский здесь работал вплоть до осени 1922, пока академия не была включена, как и факультет общественных наук Казанского университета, в состав Восточного педагогического института.
С 1 декабря 1919 Н.В. Никольский начал работать преподавателем истории музыки Центральной восточной музыкальной школы в Казани (с ноября 1920 – Казанской центральной восточной высшей музыкальной школы, с 23 июля 1921 – Восточной консерватории). кроме истории народной музыки, Никольский читал курсы истории народов Поволжья и народной поэзии чувашей. Н.В. Никольский. Конспект по истории народной музыки у народностей Поволжья. Казань, 1920В 1920 Никольский избирается профессором, председателем художественного совета и председателем научной музыкально-этнографической ассоциации. 27 ноября 1921 Н.В. Никольский был назначен директором консерватории. В 1920–1921 им была проведена здесь большая научно-организаторская работа, налажено исследование музыкальной этнографии народов Поволжья, развернута научная работа преподавателей. Сам Никольский написал и опубликовал книгу по истории народной музыки у народностей Поволжья. В феврале 1922, из-за недостатка средств, Наркомпрос РСФСР принял решение о преобразовании консерватории в музыкальный техникум. Никольский в техникуме не работал.
Н.В. Никольский сыграл большую роль в подготовке специалистов высшей квалификации для Чувашии в годы работы в Восточном педагогическом институте в Казани, где он работал с осени 1922 до конца 1930/31 учебного года – до закрытия в нем Чувашского отделения в связи с основанием Чувашского государственного педагогического института в Чебоксарах.
Чувашское отделение Восточно-педагогического института. Профессор Н.В. Никольский – седьмой слева в первом ряду. 19–30 мая 1929В первые четыре учебных года, до лета 1926, в ВПИ существовало отделение востоковедения, готовившее специалистов для Татарии, Чувашии, Удмуртии и Марийской автономной области. Н.В. Никольский, являясь заведующим кафедрой этнографии, читал курсы общей этнографии народов Поволжья, этнографии финно-угорских народов, этнографии и истории чувашского народа, чувашского фольклора. Все эти годы Никольский исполнял обязанности секретаря совета отделения, в феврале 1926 был избран заместителем заведующего отделением.
Летом 1926 отделение востоковедения, в соответствии с решением Совнаркома РСФСР, было разделено на татарское, чувашское, марийское и удмуртское лингвистические отделения. С 1927/28 учебного года они назывались отделениями языка и культуры. В ВПИ Никольский занимал должность доцента. с мая 1928 профессора по кафедре истории, этнографии и фольклору чувашей. Восточный педагогический институт г. Казани. Н.В. Никольский в группе преподавателей и выпускников. 1930На Чувашском отделении Н.В. Никольский читал курсы истории чувашского народа, этнографии чувашей, чувашской устной народной словесности, чувашской поэтики, географии и природных богатств Чувашии, современного народного хозяйства Чувашской республики, на Марийском отделении – курс истории марийского народа.
В 1926/27 и 1930/31 учебных годах Никольский заведовал Чувашским отделением, с 1926 по 1931 бессменно исполнял обязанности секретаря совета национальных отделений, состоял членом совета института, возглавлял учебно-плановую комиссию.
После «разгрома» в печати его двух книг: «Краткий курс этнографии чуваш» и «Народная медицина у чуваш», изданных в 1929, Н.В. Никольскому стало невозможным устроиться на работу ни в Казани, ни в Чебоксарах, его исследования не публиковались.
Н.В. Никольский с родственниками во дворе Д.Н. Никитина. Юрмекейкино, 4 августа 1939С 1931 по 1940 он находился на пенсии и вел научную работу как внештатный научный сотрудник гуманитарных научно-исследовательских институтов Чувашской, Татарской, Мордовской и Марийской АССР.
С 1940 по 1950 Н.В. Никольский работает старшим научным сотрудником Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, с 1948 по 1950 – одновременно профессором Марийского государственного педагогического института.
Секретарь Моргаушского райкомаА.М. Московский, зам. председателя райисполкома С.А. Афанасьев и языковедЛ.П. Сергеев в гостях у Н.В. Никольского Юрмекейкино, июль 1957Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства высшего образования СССР от 15 ноября 1947 Н.В.Никольскому была присуждена ученая степень доктора исторических наук.
С 1958 – внештатный научный сотрудник Чувашского научно-исследовательского института.
Осенью 1961, прикованный недугом к постели, Николай Васильевич держал при себе свою книгу «Сказки» и часто перелистывал ее. Утром 2 ноября он рассказал, какой ему приснился сон: «Стою я на луне и держу в правой руке, как портфель, земной шар». Сказав напоследок: «Никто не скажет, что я был лентяем»,– ученый тихо скончался. Действительно, всю жизнь он трудился неутомимо и сделал очень много.
Н. В. Никольский, благодаря своим способностям, настойчивости и целеустремленности, сумел стать незаурядным научным работником, педагогом и общественным деятелем. Он проявил себя как крупный ученый, видный деятель культуры и народного образования, основатель первой чувашской газеты «Хыпар» и сыграл значительную роль в становлении и развитии высшей и общеобразовательной школы в Среднем Поволжье. Торжественное мероприятие, посвященное 120-летию со дня рождения Н.В.Никольского. Юрмекейкино, 1998Его научные труды по этнографии, истории, лексикографии и фольклористике чувашского народа богаты содержанием и до сих пор сохраняют свое огромное фактографическое значение. Наиболее значителен вклад Никольского в исследование материальной культуры и устного народного творчества родного народа, истории развития народного образования и распространения христианства в дореволюционной Чувашии. Им создана неоценимая коллекция источников по истории, этнографии, фольклору и языку чувашского народа.
Имя Николая Васильевича Никольского не будет забыто. Его именем назван проспект в Чебоксарах, его имя присвоено Чебоксарскому педагогическому колледжу. На родине в д. Юрмекейкино установлен памятник, в д. Васькино Моргаушского района в 1998 году открыт Музей Н.В. Никольского.
Литература:
Димитриев В.Д. Н.В. Никольский – чувашский ученый, просветитель, общественный деятель. – Чебоксары, 1993